Общие новости

Новый закон может расширить полномочия Нацобъединений СРО

Правительство РФ решило передать часть полномочий в сфере строительного саморегулирования национальным объединениям саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков.

Соответствующий проект изменений Градкодекса и 191-ФЗ, подготовленный в рамках «регуляторной гильотины», был внесён в Госдуму.

Согласно концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р, развитие и внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности рассматривается в Российской Федерации в качестве одного из способов снижения прямого государственного регулирования, позволяющего передать ряд государственных функций саморегулируемым организациям. При этом государство призвано создавать стимулы самоорганизации в целях обеспечения более ответственного поведения в отношениях с потребителями, выработку стандартов, отвечающих профессиональным и публичным интересам. В этой связи по результатам анализа требований законодательства о градостроительной деятельности было выявлено наличие дублирующих и избыточных требований, не соразмерных допустимому уровню риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Учитывая определенный механизмом "регуляторной гильотины" принцип приоритета законодательного уровня регулирования (установление обязательных требований на подзаконном уровне допустимо только в случае, когда включение таких требований в законодательный акт невозможно), законопроектом предлагается предусмотреть в ГрК РФ только те требования в сфере саморегулирования деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, которые существенно влияют на социально значимые риски, одновременно расширив пределы самоорганизации предпринимательского сообщества по регулированию своей деятельности.

В соответствии с законопроектом, правительство больше не будет устанавливать порядок ведения нацреестра специалистов и порядок внесения в него сведений. Регламент этих процедур нацобъединения СРО будут определять самостоятельно, а федеральный центр лишь установит сроки принятия решений и уведомлений.

Проектируемые изменения статьи 555"1 ГрК РФ предусматривают в дополнение к уже установленным в ГрК РФ требованиям только сроки принятия решения по результатам рассмотрения заявлений физических лиц о включении сведений о них в соответствующий национальный реестр специалистов, а также направления уведомлений о принятых решениях.

Одновременно с этим исключаются полномочия федерального органа исполнительной власти по установлению порядка ведения национальных реестров специалистов, порядка внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры. Регламентные процедуры определяются национальными объединениями саморегулируемых организаций самостоятельно в своих внутренних документах.

Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 5516 ГрК РФ в части дополнения уже установленного ГрК РФ требования о перечислении национальным объединением саморегулируемых организаций средств компенсационных фондов по соответствующему заявлению члена исключенной саморегулируемой организации сроками его рассмотрения, основаниями для отказа в удовлетворении такого заявления, а также возможностью удовлетворения заявлений по частям при отсутствии средств в необходимом размере.

Одновременно с этим исключается полномочие федерального органа исполнительной власти по установлению порядка взаимодействия национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций. Регламентные процедуры определяются национальными объединениями саморегулируемых организаций самостоятельно в своих внутренних документах.

Из статьи 5516"1 ГрК РФ законопроектом предлагается исключить полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка направления требования национальным объединением саморегулируемых организаций в адрес кредитной организации о переводе средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) исключенной саморегулируемой организации на специальный банковский счет (счета) национального объединения, дополнив указанную статью только сроком направления такого требования.

Также законопроектом предлагается исключить полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка и условий размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения его размера, дополнив статью 5516-1 ГрК РФ только аналогичными ранее установленным подзаконным актом условиями.

В связи с необходимостью правового регулирования вопроса перевода средств компенсационного фонда в случае прекращения соответствия уполномоченной кредитной организации установленным требованиям, законопроектом определяется порядок взаимодействия саморегулируемой организации с кредитной организацией в указанном случае.

Кроме того, законопроектом предлагается исключить полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению формы единого реестра членов саморегулируемых организаций, дублирующей положения части 3 статьи 71 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" и части 2 статьи 5517 ГрК РФ.

Одновременно с этим проектируется дополнение реестра членов саморегулируемых организаций информацией о работниках члена саморегулируемой организации, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов.

В результате государственные и муниципальные заказчики, органы исполнительной власти смогут в любое время установить соблюдение требований о выполнении определенных ГрК РФ трудовых функций "реестровыми" специалистами, имеющими вправо подписывать документы, исчерпывающий перечень которых определен ГрК РФ исходя из обеспечения качества работ и безопасности строительства.

Законопроектом взамен требования о повышении квалификации, предъявляемого к физическому лицу, сведения о котором должны быть включены в соответствующий национальный реестр специалистов, вводится его независимая оценка квалификации, проводимая в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЭ "О независимой оценке квалификации". Такая оценка обеспечивает возможность определить реальную квалификацию работников, которые несут персональную ответственность за качество выполняемых работ и безопасность строительства.

В настоящее время в национальные реестры специалистов включены сведения о примерно 385 тысячах физических лиц, независимая оценка квалификации которых потребует значительного времени. В целях обеспечения возможности выполнения "реестровыми" специалистами своих трудовых функций в период прохождения квалификационных экзаменов и подтверждения квалификации в национальных объединениях с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" законопроектом предусмотрено вступление в силу положений о независимой оценке квалификации с 1 сентября 2022 г.

Кроме того, в целях формирования однозначной правоприменительной практики законопроектом уточняются положения статьи З3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в части перехода к национальным объединениям саморегулируемых организаций прав на банковские счета, на которых размещены средства компенсационных фондов исключенных саморегулируемых организаций.

В правительстве отмечают, что в данном законопроекте содержатся обязательные требования, связанные с деятельностью СРО и их национальных объединений, оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля и надзора. При этом внесение предлагаемых изменений приведёт к сокращению общего количества обязательных требований.