Пресса о нас

Дмитрий Мурзинцев: законодательство необходимо совершенствовать с учетом отраслевой специфики

Приказ №624 – один из базовых документов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций. Фактически он устанавливает границы сферы саморегулирования в строительстве. Именно поэтому данный документ постоянно находится в зоне повышенного внимания со стороны СРО, регулярно выдвигающих предложения по его доработке.

Введенный с июля 2010 года Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, оказался гораздо компактнее своего предшественника. Первая реакция на такое нововведение была скорее положительной, поскольку сокращение перечня воспринималось как уменьшение административной и финансовой нагрузки на бизнес. Тем не менее, с течением времени стало очевидно, что уменьшение количества видов работ, требующих получения допусков, негативно сказалось на общем уровне безопасности капитального строительства. Сегодня многие саморегулируемые организации выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией и настаивают на пересмотре Перечня. При этом немало замечаний поступает от отраслевых СРО, усмотревших в документе специфические недочеты, связанные, в первую очередь, с их повседневной практикой.

О том, за какие изменения в Перечне выступают проектные СРО, специализирующиеся на проектировании объектов энергетики, нам рассказал генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев.

- Дмитрий Леонидович, что в Приказе не устраивает проектировщиков-энергетиков?

Как и многих других, нас беспокоят так называемые пункты со «звездочками». С одной стороны, введение нового Перечня устранило избыточную нагрузку на некоторые предприятия малого и среднего бизнеса. С другой стороны, возникла двойственная ситуация с видами работ, получившими эту самую «звездочку».

Наличие астериска в наименовании вида работ говорит о том, что свидетельство о допуске необходимо получать только при выполнении данного вида работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Иными словами, с появление астерисков были регламентированы исключения из общих правил. По задумке, эти исключения были сделаны для видов работ, не оказывающих реальное влияние на безопасность строительства. К сожалению, как показала практика, не во всех случаях это было обоснованно в достаточной мере.

Так, в списке видов работ по подготовке проектной документации астериском отмечены пункты «4.3. Работы по подготовке внутренних систем электроснабжения» и «4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем». При первом рассмотрении наличие здесь «звездочек» вопросов не вызывает. Казалось бы, какое отношение слаботочные системы имеют к безопасности? Ситуация изменится коренным образом, если мы предположим, что ошибки будут допущены при проектировании подстанции, административного строения электросетевой компании, здания ТЭЦ или ГЭС. Более яркий пример – ошибки в проектной документации для центра диспетчерского управления сетями. Такие центры регулируют функционирование энергетических сетей целых регионов. Очевидно, что на таких объектах возникновение сбоев в работе попросту недопустимо.

- Что Вы предлагаете? Как можно решить проблему «звездочек» в данном случае?

Я считаю, что следует уточнить формулировку для «звездочек». Такие упрощения не должны идти вразрез с политикой обеспечения безопасности, которая в саморегулировании является одной из базовых. В Градостроительном кодексе, в части 17 статьи 51 перечислены объекты, для которых не требуется получение разрешения на строительство. СРО НП «Э.С.П.» предлагает ограничить действие звездочек данными объектами и объектами индивидуального жилищного строительства.

Озвученный вариант позволит более сбалансированно управлять рисками. Полностью отменять «звездочки» нецелесообразно, однако, формулировки в Перечне не должны оставлять возможностей для возникновения зон повышенного риска. Это, в конечном итоге, противоречит целям Приказа №624.

Подчеркну, законодательство в сфере саморегулирования должно совершенствоваться с учетом отраслевой специфики. Без привлечения специалистов-отраслевиков работа над нормативами теряет значительную часть своей эффективности, поскольку в дальнейшем все равно обнаруживаются пробелы, которые приходится экстренно устранять. Разумнее изначально организовывать процессы так, чтобы в них было вовлечено максимальное количество специалистов разного профиля. Впрочем, этот подход и является одним из основных признаков «здорового» саморегулирования.