Пресса о нас

Снижение стоимости строительства – не самоцель

Буквально еще три года назад стоимость строительства в государственных и муниципальных контрактах определялась так называемой открытой ценой. Рекомендательный характер сметных нормативов и отсутствие утвержденных оценочных механизмов не позволяли с достаточной точностью определять конечную стоимость строительства. Фактически она определялась уже в ходе работ на основе территориальных единичных расценок. В результате стоимость проектов, оплачиваемых из бюджета, от стадии проектирования до стадии завершения строительства могла увеличиваться в 2-3 раза.

Отсутствие единых нормативов для стадии бюджетного планирования и проектирования объектов, отсутствие ответственности сторон за завышение в том или ином виде стоимости отдельных этапов работ оставляли широкое поле деятельности для коррупции. В итоге было решено передать вопросы регулирования расходов государственных средств на строительство под контроль Министерства регионального развития РФ. Министерство регионального развития сконцентрировало свои усилия на разработке сметных нормативов, позволяющих с определенной степенью точности рассчитывать затраты для каждой стадии проекта.

Еще одним серьезным шагом государства по улучшению ситуации с расходованием бюджетных средств стало введение обязательных электронных аукционов. Однако процедура аукционов оказалась недостаточно отрегулированной и строители подняли вопрос о целесообразности использования аукционных торгов в области строительных проектов. В частности, указывалось, что электронные торги не защищены от целенаправленного демпинга и никоим образом не гарантируют, что работы по подряду будут проведены на достаточном качественном уровне.

О том, эффективны ли усилия по снижению стоимости строительства и о недостатках ФЗ-94 мы поговорим с генеральным директором СРО НП «ЭСП» Дмитрием Мурзинцевым.

- Дмитрий Леонидович, почему, по Вашему мнению, ФЗ 94 до сих пор не дал ожидаемого результата? Почему так и не удалось добиться заметного снижения стоимости строительства?

Возможно, ответ прозвучит достаточно неожиданно, но, на мой взгляд, потому что закон совершенно не защищает заказчика. Даже наоборот, он ставит заказчика в зависимое положение.

Как сегодня проводятся электронные аукционы? Сегодня победителем становится тот, кто предложил минимальную цену. Доходит до абсурда: некоторые недобросовестные фирмы объявляют цену, которая на деле ниже себестоимости строительства. По действующей редакции закона заказчик вынужден заключать такой заведомо невыгодный договор. Если работы по такому договору начинаются, государство вынуждено финансировать проект до его завершения. Зачастую итоговые расходы значительно превышают те суммы, которые на торгах предлагались конкурентами недобросовестного подрядчика. В иных случаях работы вообще не проводятся и заказчик не получает требуемого объекта. Такие ситуации не единичны, они исключают возможность качественного строительства и катастрофически осложняют планирование расходов.

- Как же противодействовать демпингу?

Хороший вариант, который предложил Федеральный центр ценообразования – введение так называемой расчетной минимальной цены контракта. Расчетная минимальная цена контракта рассчитывается по сметным нормативам и представляет из себя некую пороговую цену, ниже которой участники торгов не могут опуститься без выполнения определенных дополнительных условий. Если участник аукциона объявит цену ниже расчетной минимальной, он должен будет предоставить банковскую гарантию и развернутое обоснование такой цены.