Пресса о нас

Информационная открытость как способ борьбы с недобросовестными СРО

Задача повышения информационной открытости саморегулируемых организаций неоднократно обозначалась на самом высоком уровне. Президент Российской Федерации уделил внимание данному вопросу в предвыборных программах, а также в Указах Президента.

В рамках реализации названных инициатив Министерством  экономического развития Российской Федерации был разработан соответствующий документ. После прохождения необходимых согласований 10 сентября законопроект № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций» был внесен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Предполагается, что законопроект может быть принят уже текущей осенью. 

 

Предпосылки к созданию законопроекта заключаются в необходимости максимизации положительного эффекта от деятельности СРО. Соответствующий курс был заявлен государством. Ожидается, что полная прозрачность деятельности СРО, публичность в отношении общества и участников рынка позволит выполнить поставленную задачу. В рамках повышения открытости планируется обеспечить свободный доступ   к информации о деятельности национальных объединений и их членов – саморегулируемых организаций. Кроме того, данные меры пополнят собой комплекс мероприятий по борьбе с недобросовестными, «коммерческими» СРО.

Появление законопроекта закономерно в силу недостаточности существующих средств государственного контроля за деятельностью СРО. Оно также подтверждает востребованность формирования комплексного подхода к регулированию процессов в системе саморегулирования.

Необходимость повышения открытости саморегулируемых организаций давно назрела, теперь же она воплощается в практической плоскости.

Законопроект № 136871-6 предусматривает целый ряд изменений в сфере раскрытия саморегулируемыми организациями информации о собственной деятельности. В частности, согласно законопроекту, СРО будут обязаны иметь свой официальный сайт в сети Интернет. На сегодняшний день закон допускает использование «иных СМИ», что является крайне неопределенным и размытым требованием. Кроме того, СРО обяжут публиковать сведения об изменении практически любых данных. Также в законе присутствует норма о создании реестра членов СРО с указанием полной информации о каждом из них.

Наконец, саморегулируемые организации должны будут публиковать сведения о поступивших жалобах, составе и стоимости имущества компенсационного фонда СРО и др.

Не упущен в законопроекте и момент, связанный с необходимостью осуществлять все перечисленные мероприятия в оперативном порядке. Все изменения должны будут размещаться на сайте СРО в течение 5 дней.

Законопроект вводит штрафные санкции для нарушителей: от 20 до 100 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 300 тысяч для юридических лиц. Для вступления в силу предписанных законопроектом норм будет предусмотрен полугодовой переходный период.

Законопроект активно обсуждается отраслевыми саморегулируемыми организациями, общественными объединениями и членами профессиональных сообществ. Особое внимание доработке положений документа уделяют СРО и их Национальные объединения в сфере строительства.

По итогам дискуссий высказываются замечания различного характера. Так, обращается внимание на несоответствие требований законопроекта о раскрытии информации об управляющей компании, в которой размещаются средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, действующему законодательству. Вопрос о способах размещения средств компенсационного фонда СРО до сих пор не получил окончательного разрешения. В такой ситуации указание на управляющую компанию в качестве единственного способа размещения средств может внести путаницу в системе законодательства о СРО.

Также представляется излишним требование о публикации в открытом доступе годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации, а также аудиторского заключения. В первую очередь, публикация данной информации повлечет за собой раскрытие конфиденциальной информации. Во-вторых, СРО как некоммерческая организация подвергается регулярным проверкам со стороны государственных органов, что делает раскрытие бухгалтерской отчетности заведомо избыточной мерой.

Наконец, необходимость публикации сведений, позволяющих идентифицировать члена саморегулируемой организации, и определенное законопроектом содержание данных сведений в случае, если член СРО является физическим лицом – индивидуальным предпринимателем, приводит к публикации личной информации, что  может стать поводом для вмешательства в личную жизнь граждан.

Как отметил генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «Движение в сторону информационной открытости саморегулируемых организаций и прозрачности всей системы саморегулирования, безусловно, необходимо. Это повысит эффективность саморегулирования как института самоуправления, а также позволит более успешно бороться с явлением «коммерциализации» СРО. Вместе с тем, законопроект должен содержать обоснованные и четкие требования. Наше Партнерство, со своей стороны, приложит все необходимые усилия для реализации коллективной деятельности по доработке законопроекта».