Пресса о нас

Как лучше учиться и переучиваться

Профессионалы строительной отрасли признают, что существующая система повышения квалификации не отвечает требованиям и сегодняшним потребностям организаций.

В целом, организациям нужно, чтобы работники получали новые знания и навыки четко в необходимой им области. На сегодняшний день большинство учебных заведений не может предоставить услуги подобного рода, предлагая некие общие программы. Зачастую эти программы без каких-либо изменений  используются на протяжении многих лет. Они в принципе не могут удовлетворить потребности компаний и специалистов в новых, современных знаниях.

Решение данной проблемы видится в переходе к более гибким, например, модульным программам обучения. Большую роль в формировании программ обучения должны играть именно заказчики, а не образовательные учреждения.

Еще одна проблема – нежелание организаций тратить серьезные средства на повышение квалификации сотрудников. Стремление минимизировать расходы вполне понятно, к этому стремится любое коммерческое предприятие. Однако сокращение расходов не должно приводить к ситуации, когда работники компании на самом деле не повышают свою квалификацию, поскольку работодатель выбирает наиболее низкокачественные услуги по принципу «у кого дешевле». В этом контексте необходимо выработать механизмы, которые позволят уменьшить временные и финансовые затраты работодателя, обеспечив при этом достойный уровень получаемых знаний. Одним из вариантов решения данной задачи представляется возможность ступенчатого повышения квалификации, когда специалист в течение обозначенных 5 лет проходит  целый набор обучающих мероприятий: лекций, семинаров, конференций, практических занятий.

В качестве другого варианта удешевления и упрощения повышения квалификации для работодателя может служить схема дистанционного обучения.  Главное преимущество дистанционного обучения – доступность. В данном случае доступность складывается из трех основных факторов. Прежде всего, при дистанционной схеме обучения не имеет никакого значения, на каком расстоянии слушатель находится от учебного центра.Во-вторых, дистанционное обучение заведомо дешевле очного: дистанционный курс обходится дешевле учебному центру, а значит, и работодателю, плюс, отпадает необходимость в дополнительных затратах, таких как командировочные расходы сотрудников. В-третьих, повышение квалификации в такой форме может производиться без отрыва от производства, что позволяет сохранять эффективность работы отделов и запланированный темп работ.

Еще одно преимущество дистанционного обучения - возможность гибкого подбора графика и темпа обучения. Как видим, дистанционное обучение сочетает в себе и качество, и экономичность, и эффективность. При этом современные технологии, используемые в дистанционном обучении, позволяют моментально внедрять любые новшества и совершенствовать учебные программы.

Возвращаясь к вопросам повышения квалификации и аттестации специалистов в строительной отрасли, необходимо более детально раскрыть сущность существующих проблем.

Проблема качества учебных программ и преподавания – системная проблема. Фактически  на сегодняшний день в большом количестве образовательных учреждений преподаются знания, полученные преподавателями в вузах. Эти программы в большинстве случаев не включают в себя сведения о новых тенденциях, технологиях и методах работы. К счастью, саморегулируемое сообщество уже занялось этой проблемой и, к примеру, на базе НОСТРОЙ активно проводится работа по согласованию учебных курсов с реальными потребностями строительной отрасли.

Еще одна серьезная проблема заключается в отсутствии четких ориентиров долговременного развития специалистов. На сегодняшний день в отрасли нет профессиональных стандартов, на основе которых должны строиться  образовательные стандарты высшего образования и разрабатываться  федеральные государственные требования к программам дополнительного  образования.

И последнее – в рамках существующей системы нормативно-технического регламентирования аттестации специалистов не создано единого подхода к формированию системы аттестации. В документах зачастую содержатся противоречия, которые затрудняют практическую реализацию системы. В связи с этим внедряемые в этой области проекты имеют как свои плюсы, так и некоторые недостатки.

Решение перечисленных проблем видится в комплексном реформировании систем повышения квалификации и аттестации специалистов. Комплексный подход включает в себя разработку профессиональных стандартов и требований к системе дополнительного образования, методических рекомендаций по аттестации, а также доработку профильного законодательства с целью устранения противоречий. Многие из этих мер уже реализуются Национальными объединениями СРО строительной области: НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ. В частности, идет подготовка стандартов, методический рекомендаций и рекомендаций по формированию учебных программ, обсуждаются возможные изменения в законодательстве.

Следующим шагом по совершенствованию системы повышения квалификации и аттестации специалистов в строительной отрасли может стать расширение полномочий саморегулируемых организаций в части контроля за уровнем квалификации сотрудников компаний – членов СРО. Здесь речь идет о том, чтобы разрешить саморегулируемым организациям проверять уровень подготовки не только тех специалистов строительных, проектных и изыскательских организаций, которые указаны в заявке на получение свидетельства о допуске, а всех работников, которые привлекаются к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.Это обеспечит дополнительное повышениекачества и безопасности строительства. Безусловно, при определении конкретных путей реализации такого начинания необходимо выработать оптимальные решения, которые могут быть найдены только в ходе широкого обсуждения при участии всех заинтересованных лиц.

Говоря о проблемах профессиональной подготовки и аттестации, стоит упомянуть и о вопросе профессиональной переподготовки специалистов. Так сложилось, что в нашей стране люди зачастую учатся по одной специальности, а профессиональная карьера у них складывается совсем в другой области. Строительная отрасль здесь не является исключением. Для адекватного развития таких специалистов необходима мощная и эффективная система профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка дает возможность получать необходимые знания, систематизировать и закреплять их. Роль системы переподготовки не менее важна, чем роль систем повышения квалификации и аттестации, поскольку она также позволяет получать высококлассных специалистов и способствует повышению качества и безопасности строительства. 

Вопросы профессионального образования не теряют своей актуальности, а потому неизменно пребывают в фокусе внимания профессионального сообщества. Насколько эффективно они будут решаться, зависит буквального от каждого участника процесса: не только от Национальных объединений и СРО, но и от каждой конкретной компании, занимающейся строительством, проектированием или изысканиями.

 

Как отмечает генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «Вопросы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов остаются одними из наиболее значимых для всей строительной отрасли. Уровень подготовки сотрудников и руководителей организаций напрямую влияет на качество и безопасность строительства, эффективность осуществляемой ими деятельности. Проблемы в сфере образования носят комплексный характер, поэтому решаться они должны также комплексно. Для этого необходимо  реализовать целый перечень мер: разработать профессиональные стандарты, на основе которых будет проходить весь цикл обучения и повышения квалификации по каждой специальности; актуализировать и привести к единому стандарту учебные программы; широко внедрить более гибкие и экономически выгодные для самих организаций методы обучения; создать адекватную систему переподготовки специалистов; унифицировать подходы к аттестации. По мере решения перечисленных задач целесообразно также рассмотреть возможность расширения прав СРО по контролю за квалификацией сотрудников организаций – членов СРО. Все это позволит коренным образом изменить ситуацию и выйти на качественно иной уровень работы отрасли».