Пресса о нас

Саморегулирование: сохранение особенностей или всеобщая унификация?

Стратегические перспективы саморегулирования в России – вот один из наиболее острых на сегодняшний день вопросов в данной сфере. На этой проблеме сконцентрировали свое внимание Национальные объединения саморегулируемых организаций, министерства и ведомства, органы законодательной власти, профильные общественные организации и, безусловно, сами саморегулируемые организации. Обсуждения ведутся в различной направленности рабочих группах, комитетах и объединениях, так или иначе связанных с саморегулированием, проводятся парламентские слушания и широкие общественные обсуждения.

Подробнее: Саморегулирование: сохранение особенностей или всеобщая унификация?

Кто и как ответит за аварии?

Новая редакция Статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая должна вступить в действие с 1 июля 2013 года, вводит принципиально иную схему ответственности за вред, причиненный вследствие причин, связанных со строительством или эксплуатацией зданий и сооружений.

Прежде всего, вместо лица, выполнившего работы, ответственность будет нести собственник, концессионер, застройщик или технический заказчик строительства, в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла объекта был причинен вред.

Подробнее: Кто и как ответит за аварии?

Земельный барьер

Земельное законодательство нуждается в актуализации. Это очевидно как для законодателей, так и для профессиональных сообществ строительной отрасли. Именно поэтому конкретные шаги по решению насущных задач в сфере земельного законодательства регулярно становятся предметом для обсуждения на различных мероприятиях, к которым привлекаются представители Государственной Думы, министерств и ведомств, Национальных объединений саморегулируемых организаций в строительстве и самих СРО.

Подробнее: Земельный барьер

Актуальные коды

В контексте вступления Российской Федерации в ВТО вопрос гармонизации национальных норм технического регулирования в области строительства с европейскими нормативами приобретает особую значимость. Это одно из основных условий успешной интеграции, обеспечивающее возможность выхода на глобальный рынок. Кроме того, обращение к опыту европейских стран позволит интенсифицировать внедрение инновационных технологий на российской почве.

Подробнее: Актуальные коды

Энергосбережение: модный тренд или реальный механизм?

В 2011 году был запущен первый этап Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», предусматривающий переход на энергоэффективный путь развития экономики. За время, прошедшее со старта программы, были предприняты некоторые шаги, проведена определенная работа, направленная на выполнение указа Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», устанавливающего в качестве основного критерия снижение к 2020 году энергоемкости ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

Подробнее: Энергосбережение: модный тренд или реальный механизм?

Как лучше учиться и переучиваться

Профессионалы строительной отрасли признают, что существующая система повышения квалификации не отвечает требованиям и сегодняшним потребностям организаций.

В целом, организациям нужно, чтобы работники получали новые знания и навыки четко в необходимой им области. На сегодняшний день большинство учебных заведений не может предоставить услуги подобного рода, предлагая некие общие программы. Зачастую эти программы без каких-либо изменений  используются на протяжении многих лет. Они в принципе не могут удовлетворить потребности компаний и специалистов в новых, современных знаниях.

Решение данной проблемы видится в переходе к более гибким, например, модульным программам обучения. Большую роль в формировании программ обучения должны играть именно заказчики, а не образовательные учреждения.

Еще одна проблема – нежелание организаций тратить серьезные средства на повышение квалификации сотрудников. Стремление минимизировать расходы вполне понятно, к этому стремится любое коммерческое предприятие. Однако сокращение расходов не должно приводить к ситуации, когда работники компании на самом деле не повышают свою квалификацию, поскольку работодатель выбирает наиболее низкокачественные услуги по принципу «у кого дешевле». В этом контексте необходимо выработать механизмы, которые позволят уменьшить временные и финансовые затраты работодателя, обеспечив при этом достойный уровень получаемых знаний. Одним из вариантов решения данной задачи представляется возможность ступенчатого повышения квалификации, когда специалист в течение обозначенных 5 лет проходит  целый набор обучающих мероприятий: лекций, семинаров, конференций, практических занятий.

В качестве другого варианта удешевления и упрощения повышения квалификации для работодателя может служить схема дистанционного обучения.  Главное преимущество дистанционного обучения – доступность. В данном случае доступность складывается из трех основных факторов. Прежде всего, при дистанционной схеме обучения не имеет никакого значения, на каком расстоянии слушатель находится от учебного центра.Во-вторых, дистанционное обучение заведомо дешевле очного: дистанционный курс обходится дешевле учебному центру, а значит, и работодателю, плюс, отпадает необходимость в дополнительных затратах, таких как командировочные расходы сотрудников. В-третьих, повышение квалификации в такой форме может производиться без отрыва от производства, что позволяет сохранять эффективность работы отделов и запланированный темп работ.

Еще одно преимущество дистанционного обучения - возможность гибкого подбора графика и темпа обучения. Как видим, дистанционное обучение сочетает в себе и качество, и экономичность, и эффективность. При этом современные технологии, используемые в дистанционном обучении, позволяют моментально внедрять любые новшества и совершенствовать учебные программы.

Возвращаясь к вопросам повышения квалификации и аттестации специалистов в строительной отрасли, необходимо более детально раскрыть сущность существующих проблем.

Проблема качества учебных программ и преподавания – системная проблема. Фактически  на сегодняшний день в большом количестве образовательных учреждений преподаются знания, полученные преподавателями в вузах. Эти программы в большинстве случаев не включают в себя сведения о новых тенденциях, технологиях и методах работы. К счастью, саморегулируемое сообщество уже занялось этой проблемой и, к примеру, на базе НОСТРОЙ активно проводится работа по согласованию учебных курсов с реальными потребностями строительной отрасли.

Еще одна серьезная проблема заключается в отсутствии четких ориентиров долговременного развития специалистов. На сегодняшний день в отрасли нет профессиональных стандартов, на основе которых должны строиться  образовательные стандарты высшего образования и разрабатываться  федеральные государственные требования к программам дополнительного  образования.

И последнее – в рамках существующей системы нормативно-технического регламентирования аттестации специалистов не создано единого подхода к формированию системы аттестации. В документах зачастую содержатся противоречия, которые затрудняют практическую реализацию системы. В связи с этим внедряемые в этой области проекты имеют как свои плюсы, так и некоторые недостатки.

Решение перечисленных проблем видится в комплексном реформировании систем повышения квалификации и аттестации специалистов. Комплексный подход включает в себя разработку профессиональных стандартов и требований к системе дополнительного образования, методических рекомендаций по аттестации, а также доработку профильного законодательства с целью устранения противоречий. Многие из этих мер уже реализуются Национальными объединениями СРО строительной области: НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ. В частности, идет подготовка стандартов, методический рекомендаций и рекомендаций по формированию учебных программ, обсуждаются возможные изменения в законодательстве.

Следующим шагом по совершенствованию системы повышения квалификации и аттестации специалистов в строительной отрасли может стать расширение полномочий саморегулируемых организаций в части контроля за уровнем квалификации сотрудников компаний – членов СРО. Здесь речь идет о том, чтобы разрешить саморегулируемым организациям проверять уровень подготовки не только тех специалистов строительных, проектных и изыскательских организаций, которые указаны в заявке на получение свидетельства о допуске, а всех работников, которые привлекаются к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.Это обеспечит дополнительное повышениекачества и безопасности строительства. Безусловно, при определении конкретных путей реализации такого начинания необходимо выработать оптимальные решения, которые могут быть найдены только в ходе широкого обсуждения при участии всех заинтересованных лиц.

Говоря о проблемах профессиональной подготовки и аттестации, стоит упомянуть и о вопросе профессиональной переподготовки специалистов. Так сложилось, что в нашей стране люди зачастую учатся по одной специальности, а профессиональная карьера у них складывается совсем в другой области. Строительная отрасль здесь не является исключением. Для адекватного развития таких специалистов необходима мощная и эффективная система профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка дает возможность получать необходимые знания, систематизировать и закреплять их. Роль системы переподготовки не менее важна, чем роль систем повышения квалификации и аттестации, поскольку она также позволяет получать высококлассных специалистов и способствует повышению качества и безопасности строительства. 

Вопросы профессионального образования не теряют своей актуальности, а потому неизменно пребывают в фокусе внимания профессионального сообщества. Насколько эффективно они будут решаться, зависит буквального от каждого участника процесса: не только от Национальных объединений и СРО, но и от каждой конкретной компании, занимающейся строительством, проектированием или изысканиями.

Подробнее: Как лучше учиться и переучиваться

В ответе за безопасность

По данным МЧС, за год в среднем на территории Российской Федерации происходит тысяча катастроф различного уровня; наиболее тяжелые последствия, как правило, возникают в результате аварий на объектах, относящихся к категории опасных.

После обсуждения вопроса о целесообразности введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии 27 июля 2010 года был принят, а с 1 января 2012 года вступил в силу Закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов №225-ФЗ.

Подробнее: В ответе за безопасность

Образовательный контроль

В строительной отрасли вопросы  образования и квалификации специалистов напрямую связаны с качеством строительства. Именно поэтому немалое внимание в работе саморегулируемых организаций уделяется сфере повышения квалификации и аттестации.

Активно реализуют инициативы в этой области Национальные объединения изыскателей, проектировщиков и строителей, проводя работу сразу по нескольким направлениям. Национальные объединения составляют типовые программы повышения квалификации, рекомендованные к применению в учебных учреждениях. Данные программы успешно внедряются в рамках налаженного взаимодействия с образовательными организациями. Так, НОСТРОЙ аккредитует учебные центры, внося их в реестр образовательных учреждений, рекомендованных Национальным объединением строителей для повышения квалификации и профессиональной подготовки. Наличие такой аккредитации говорит о том, что учебный центр поддерживает необходимый уровень качества преподавания и использует типовые программы, разработанные Национальным объединением. Преимущество типовых программ очевидно: они составлены профессионалами и полностью соответствуют требованиям к уровню знаний, которыми должен обладать современный специалист. В отсутствие таких программ нельзя испытывать уверенность, что абитуриенты учебных центров получают действительно нужные и актуальные знания.

Подробнее: Образовательный контроль

Саморегулирование-2011: итоги и прогнозы

2011 год, как и предыдущий 2010, был богат на изменения в законодательстве. Вносились поправки в федеральные законы, выходили новые постановления и приказы Правительства, какие-то проблемы решались, возникали новые. В итоге, уходящий год поставил вопросов, пожалуй, не меньше, чем решил.

Некоторые из проблем появлялись довольно неожиданно. Так,в августе текущего года Ростехнадзор внес в раздел 11 государственного реестра саморегулируемых организаций запись, согласно которой из сферы полномочий большинства действующих СРО была исключена выдача допусков на выполнение работ по подготовке проектной документации,  строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к категории особо опасных и технически сложных. Мотивируя свое решение, ведомство сослалось на положения Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 №207. Саморегулируемые организации в массовом порядке провели доработку своей локальной документации в соответствие с новыми требованиями Ростехнадзора, однако, большей части СРО вновь было отказано в получении разрешения на выдачу допусков к работам на особо опасных и технически сложных объектах.

Подробнее: Саморегулирование-2011: итоги и прогнозы

Госзакупки: от аукционов к контрактной системе?

Наиболее масштабные строительные проекты в России курирует государство. Исполнители для государственного заказа отбираются с помощью электронных аукционов. Однако процедуры проведения торгов и критерии отбора победителей вызывают серьезную критику профессионального строительного сообщества.

Строители указывают на распространенность случаев недобросовестной конкуренции, когда участники выставляют демпинговые цены, а в дальнейшем либо срывают подряд, либо выполняют работы с неприемлемо низким качеством.

Подробнее: Госзакупки: от аукционов к контрактной системе?