По своей сути третейское разбирательство является оптимальной формой разрешения заметной части конфликтных ситуаций в бизнесе и соответствует идеологическим принципам саморегулирования.

 

В мировой практике третейское разбирательство является общепризнанным способом разрешения гражданско-правовых споров, проистекающим из свободы договора. В Российской Федерации третейские суды не относятся к государственной судебной системе и представляют собой альтернативный вариант разрешения споров в сфере гражданского оборота. Другими словами, третейский суд выступает в качестве альтернативы государственному суду.

 

Важно понимать, несмотря на то, что система третейских судов не связана с государственным судопроизводством, принимаемые третейскими судами решения имеют абсолютно такие же правовые последствия как и решения государственных судов. Исполнение вынесенных ими решений обеспечивается “принудительной силой” государства.

 

В сфере саморегулирования третейское судопроизводство развивается сравнительно быстрыми темпами. Деятельность третейского суда регулируется Федеральным Законом РФ «О третейских судах в Российской Федерации», Федеральным Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» и Гражданским Кодексом РФ. Кроме того, к правовым основам третейского судопроизводства следует относить третейское соглашение и документы постоянно действующего третейского суда.

 

Ведением реестра постоянно действующих третейских судов заведует Арбитражный суд. Саморегулируемая организация, создающая постоянно действующий третейский суд, должна направить в территориальный арбитражный суд по месту образования суда копии документов, свидетельствующих об образовании третейского суда.

 

Несмотря на наличие права по созданию третейских судов для разрешения споров членов СРО, пока что воспользовалось им лишь ограниченное, хотя и немалое, число саморегулируемых организаций. Согласно базе данных Арбитражного суда г. Москвы, при столичных саморегулируемых организациях образовано около 30 постоянно действующих третейских судов.

 

 

Преимущества третейского разбирательства

 

Одним из ключевых преимуществ третейского судопроизводства является конфиденциальность рассмотрения споров. Разбирательство производится в рамках закрытого судебного заседания. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Третейский судья не подлежит допросу как свидетель о сведениях, которые он получил в ходе третейского разбирательства. Решения Третейского суда, как правило, не публикуются, а если это и происходит, то без указания спорящих сторон и без упоминания деталей, раскрывающих коммерческую тайну.

 

Важным аспектом является независимость третейских судов. Они не зависят от сторон спора и способны провести объективное и квалифицированное  рассмотрение дела.

 

Нельзя не упомянуть о профессиональном составе судей третейского суда.  Как правило, третейскими судьями являются специалисты, хорошо знакомые со спецификой споров, возникающих в соответствующей отрасли, и обладающие солидным стажем юридической практики.

 

Существенным отличием третейского суда от государственного является право самостоятельного выбора сторонами состава суда, что исключено при государственном судопроизводстве.

 

Третейское разбирательство обеспечивает сокращенный срок рассмотрения споров, поскольку производится только в одной инстанции.

 

В случае неисполнения решения третейского суда арбитражный суд выдает исполнительный лист на его принудительное исполнение. Арбитражный суд не рассматривает дело вновь, он проверяет законность рассмотрения в третейском суде и принимает решение о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения. Таким образом гарантируется исполнение решения третейского суда.

 

Третейский суд разрешает вытекающие из гражданских правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, между членами саморегулируемой организации, между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), между членами саморегулируемой организации и иными лицами, а также между иными лицами, при условии заключения со своими контрагентами третейского соглашения в виде третейской оговорки.

 

 

Развитие системы третейского судопроизводства в саморегулировании

 

 

В настоящее время при Совете ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности действует постоянная Рабочая группа по вопросам корпоративных отношений и процедур принятия решений органами саморегулируемой организации. На данном этапе группа ведет работу по подготовке типовых нормативных документов для обеспечения деятельности третейских судов при саморегулируемых организациях.

 

На сегодняшний день разработано уже шесть таких типовых документов, а именно:

  1. Регламент третейского суда;
  2. Положение о третейском суде;
  3. Положение о порядке формирования списка третейских судей;
  4. Положение о сборах и дополнительных расходах сторон в третейском суде;
  5. Положение о гонорарах третейских судей;
  6. Положение о порядке проведения третейского разбирательства в режиме видеоконференции.

 

Типовые документы призваны помочь саморегулируемым организациям в образовании третейских судов, а также в упорядочении и систематизации их деятельности. Наличие одобренных типовых документов стимулирует развитие третейского судопроизводства в саморегулировании.

 

Разработанные проекты документов будут представлены на III-й Международной конференции "Практическое саморегулирование", которая пройдет под эгидой Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности в декабре 2015 года.

 

По словам руководителя секции "Правовые аспекты саморегулирования. Особенности третейского судопроизводства и медиации" III-й Международной конференции "Практическое саморегулирование" Дмитрия Леонидовича Мурзинцева, в рамках работы секции будут широко освещены вопросы, связанные с третейским судопроизводством. В частности, будут рассматриваться процедура создания, методическое обеспечение и примеры из практики работы третейских судов. Кроме того, участники мероприятия ознакомятся с докладом о медиации – законном способе досудебного урегулирования споров. В рабочую повестку секции войдут и другие пункты, посвященные различным юридическим аспектам деятельности саморегулируемых организаций.

 

В заключение стоит отметить, что особое значение третейского разбирательства для бизнеса и системы саморегулирования заключается в том, что совокупность его преимуществ перед арбитражным судом позволяет разрешать конфликты, сохраняя позитивные деловые отношения спорящих сторон. И благодаря этому члены саморегулируемых организаций имеют возможность обеспечить условия для долговременного и успешного партнерства с контрагентами, несмотря на экономические споры, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества.

НОВОСТИ СРО

Перейти в раздел НОВОСТИ СРО
 

Пресса о нас

Перейти в раздел Пресса о нас

Вестник СРО

Вестник СРО
 
НОПРИЗ
 
  Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору РФ   Министерство энергетики РФ
 

NPI 
  Минстрой России   ОАО РусГидро ГК по атомной энергии РосАтом