И.МещеринПо экспертной оценке, на сегодняшний день в российских вузах открыто порядка 200 тысяч мест по инженерным специальностям. Много это или мало? Достаточно ли для удовлетворения спроса на инженерные кадры?

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, сколько инженеров необходимо подготовить по существующим 254 направлениям и специальностям, относящимся к группе "Инженерное дело, технологии и технические науки”, особенно если учитывать наличие прикладного бакалавриата, академического бакалавриата, специалитета и магистратуры. Однако практика показывает, что на 10 выпускников приходится до 17 заявок от предприятий, в некоторых отраслях - до 40.

Почему при таком количестве мест в высших учебных заведениях существует такая диспропорция спроса и предложения?

Вызов первый: особенности академической подготовки

За последние годы требования к инженеру заметно выросли. Сегодня уже недостаточно знать только узкую профессиональную область, нужно обладать широкими компетенциями, уметь грамотно организовывать свою деятельность, эффективно взаимодействовать с другими специалистами, работать в команде, куда могут входить профессионалы в совершенно других областях, не имеющие инженерного образования.

Д.МурзинцевПо-настоящему важна способность быстрой адаптации выпускника вуза к изменению технологий и моделей организации производства. А сейчас эти процессы протекают крайне быстро. В итоге наш первоначальный вопрос заключается не только и не столько в том, какое количество инженеров требуется российской экономике, а еще и в том, где конкретно они востребованы и какими знаниями и компетенциями должны обладать.

Высшая школа не готова оперативно переформатировать все процессы подготовки инженеров, привести ее в соответствие с требованиями современной экономики. Нет полной уверенности, что такие колоссальные усилия будут в конечном итоге востребованы. Университетам нужны живые заказы от компаний, с одной стороны, а также средства и ресурсы на реформу – с другой.

В отсутствие собственной концепции реформы высшего образования Россия присоединилась к международной Болонской конвенции. Присоединение произошло в конце 2003 года, то есть достаточно недавно. Сейчас технические вузы в подавляющем большинстве занимаются подготовкой инженерных кадров по направлениям бакалавриата и магистратуры. Бакалавры, если говорить откровенно, получают только базовое образования, поскольку учебные программы рассчитаны всего на 4 года. В свою очередь, магистры ориентированы на научную работу и срок их учебы составляет уже 6 лет.

Исчезла категория “специалистов” - выпускников-инженеров с достаточным количеством знаний и ориентированных на практическую, а не на научно-исследовательскую работу. Инженеров, прошедших полноценную производственную практику и практически готовых к работе на производстве. Таким образом, государственные вузы тратят дополнительные средства, время, ресурсы на обучение магистров, занимающихся наукой, и недостаточно средств и ресурсов на обучение бакалавров, которые на выходе не имеют нужной подготовки. Это одна из причин “кадрового провала”, который мы видим на рынке труда.

Отсутствие сформулированных принципов выпуска специалистов-инженеров грозит перерасти в кадровую катастрофу и стать сильнейшим тормозом для развития национальной экономики.

Вызов второй: устаревшие подходы к повышению квалификации

Если специалист-инженер с первого же дня профессиональной деятельности не начинает думать о профессиональном развитии, планировать свой рост, его знания начинают устаревать с огромной скоростью. Существуют технологии, которые полностью меняются в течение года-двух. За изменениями, техническим прогрессом необходимо следить, быть в курсе последний тенденций и разработок.

Знания устаревают по-настоящему стремительно, поэтому инженер должен непрерывно повышать собственную квалификацию. К сожалению, многие вузы и иные образовательные учреждения предлагают излишне теоретизированную программу, без нужного объема практики, иногда оторванную от актуальной ситуации. Такие программы, по большому счету, недостаточно эффективны в плане восполнения кадрового дефицита.

Сегодня законодательно закреплено требование к повышению квалификации раз в 5 лет только для специалистов, занятых в строительстве, проектировании и изыскательской деятельности. На другие сферы и отрасли данное требование не распространяется. Причем даже в строительной сфере зачастую положения законодательства исполняются лишь частично, максимально формализовано. Таким образом, организация не обязана проводить обучение всех специалистов состоящих в штате, требование распространяется только на работников заявленных для получения свидетельства о допуске к работам.

По разным оценкам, в повышении квалификации в строительной отрасли задействовано не более 10-15% инженеров. По всем отраслям эта цифра составляет всего 1-2%. Работодатели слабо заинтересованы в постоянном повышении квалификации собственных сотрудников. В некоторых случаях им проще уволить старых специалистов и принять на работу новых, чем нести дополнительные расходы на повышение квалификации.

Есть и еще одна проблема. Сейчас под повышением квалификации преимущественно понимается прохождение специалистом некоего лекционного курса, иногда с практическими занятиями, иногда даже без них. Вместе с тем, в современном мире актуален комплексный подход к повышению квалификации профессионалов. Необходимо вводить в практику различные формы повышения квалификации, за пределами лекционных сессий. В зачет могут и должны идти участие в профессиональных выставках, форумах и слушаниях, круглых столах и конференциях, открытых международных мероприятиях и пр. Повышение квалификации должно стать непрерывным процессом, ведь в конечном итоге мы заинтересованы не в галочках в ведомости, а в ценных профессиональных кадрах.

Вызов третий: недостаточные объемы профессиональной переподготовки

Несмотря на то, что в России ежегодно выпускается около 200 тысяч инженеров, налицо дефицит профессиональных инженерных кадров. И это на фоне высокого спроса на таких специалистов. Однако лишь 30% инженеров устраивается на работу по специальности.

Особенности российского рынка труда приводят к тому, что многие выпускники-инженеры устраиваются на работу не по своей специальности. Это только усиливает недостачу квалифицированных кадров. Частично проблему можно было бы решить за счет массированной профессиональной переподготовки выпускников, для которых полученная ими специальность не в полной мере соответствует изначальным ожиданиям.

Следует отметить, что существуют достаточно эффективные и опробованные на практике схемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Одним из наиболее продуктивных вариантов является организация обучения при участии профессиональных структур - крупного заинтересованного университета и серьезной компании-заказчика, с привлечением сообщества профильных экспертов. Кроме того, как правило, хороший результат достигается, когда весь процесс повышения квалификации - от разработки программы до обучения слушателя - проходит при совместной работе вуза и предприятия. В подобных программах учитываются реальные запросы компании к компетенции сотрудников, а преподавателями являются специалисты реальных компаний. В результате, выпускники таких программ получают хорошие практические навыки и академическую подготовку.

К сожалению, несмотря на некоторые подвижки и даже наличие госпрограмм в данной области, имеющиеся объемы профессиональной переподготовки явно недостаточны. Текущие проблемы необходимо решать путем широкого обсуждения в профессиональной среде при участии всех заинтересованных и действующих сторон.

Меры по исправлению ситуации с кадровым обеспечением

На сегодняшний день меры, предпринимаемые для решения проблемы кадрового дефицита, можно разделить на  две основные категории. Одна часть - это меры, реализуемые профессиональным инженерным сообществом, а вторая -  шаги в рамках государственной политики развития и реформы высшего образования.

Инженерное сообщество ориентировано на коллективную работу по данному направлению, в частности, на основе недавно созданной Палаты инженеров.

Другими словами, речь идет о целом комплексе мероприятий, направленных на повышение эффективности кадрового обеспечения в инженерном деле.

В секторе государственных мер стоит упомянуть работу по обновлению федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов Минтрудом РФ и Министерством образования и науки РФ. Планируется, что инженерные вузы будут разрабатывать свои учебные программы в соответствии с утвержденными образцами стандартов, на основании которых и будет происходить обучение инженеров. Также подготовлена так называемая национальная карта квалификаций.

Помимо аспектов теоретической подготовки Правительство РФ озабочено и другими вопросами, требующими быстрых решений. Одним их таких вопросов является необходимость обязательного проведения студенческой производственной практики. На сегодняшний день прорабатываются оптимальные варианты практической реализации прохождения студенческой практики будущими специалистами инженерного профиля.

Вызовы, связанные с обеспечением экономики инженерными кадрами, по-настоящему серьезны. Адекватный ответ может быть сформирован только совместными усилиями профессионального сообщества и государственных органов. Работа должна вестись по всем доступным направлениям и в условиях двустороннего диалога. Текущие программы необходимо расширить и развивать с учетом изменяющихся потребностей различных отраслей, которые, безусловно, необходимо отслеживать, гибко реагируя на смену существующих и  возникновение новых тенденций.

Таким образом, в исправлении ситуации с кадровым обеспечением должно быть задействовано все профессиональное сообщество, как на уровне национальных объединений, в состав которых входят сро, так и на уровне ассоциаций, союзов, палат объединяющих профессионалов - физических лиц.

И.В. Мещерин: «Принятие Федерального закона «О профессиональных инженерах в РФ» и создание системы палат позволят консолидировать интеллектуальный потенциал нашей страны, более эффективно развивать в РФ современную систему инженерно-технического образования и повышения квалификации специалистов, улучшит условия для деловой активности в области проектирования, конструкторских работ и другой инженерной (инжиниринговой) деятельности, создаст благоприятную ситуацию для создания и внедрения новых отечественных технологий.

Закон вводит специальный уполномоченный орган, основанный на членстве физических лиц-инженеров, который будет иметь следующие полномочия:

- разработка и утверждение стандарта профессиональной деятельности инженера;

- аттестация и присвоение статусов «инженер-интерн» и «профессиональный инженер»;

- введение реестра аттестованных инженеров;

- участие в разработке программ высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (совместно с Минобрнауки России);

- участие в разработке профессиональных стандартов инженерной деятельности (совместно с Минтрудом России)».

НОВОСТИ СРО

Перейти в раздел НОВОСТИ СРО
 

Пресса о нас

Перейти в раздел Пресса о нас

Вестник СРО

Вестник СРО
 
НОПРИЗ
 
  Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору РФ   Министерство энергетики РФ
 

NPI 
  Минстрой России   ОАО РусГидро ГК по атомной энергии РосАтом